Памятка о хранении лекарственных препаратов
Подробнее...
Брошюра "Памятка первоклассникам"Будь здоров!"
Подробнее...
Юношеский максимализм
Подробнее...
Памятка родителям.
Как правило, в инструкции к любому препарату есть фраза о хранении в «месте недоступном для ребенка».
Соблюсти данное правило очень важно!
Многие таблетки похожи на конфеты, не говоря о капсулах с разноцветными «горошками» внутри, а пузырёк с назальными каплями напоминает кукольную бутылочку для кормления. Страшно представить что может случиться, если ребенок не только покормит куклу, но и попьет сам.
Храните лекарства в недоступном для детей месте
Не разрешайте детям самостоятельно пользоваться таблетками
Не запугивая, расскажите ребенку о вреде приема лекарств
Самое главное, ни при каких обстоятельствах не оставляйте детей без присмотра
Помните, что хранить лекарства следует в недоступном для детей месте. Однако, желательно, чтобы доступ взрослых к домашней аптечке был удобным и не создавал проблем с поиском лекарств в нужную минуту.
Не хранить, и, тем более, не употреблять лекарства с истекшим сроком годности, регулярно проверять содержимое домашней аптечки. Без сожаления удаляйте просроченные, намокшие или поврежденные лекарства
Составьте список имеющихся в аптечке препаратов и прикрепите его к дверце или крышке аптечки
Не используйте препараты, если их качество вызывает у вас сомнение
Юношеский максимализм
Юношеский максимализм – это выраженная особенность психики подросткового и юношеского возраста в крайней категоричности, прямолинейности, недостаточной гибкости в суждениях, преувеличенности в выводах, взглядах, недостаточной способности к компромиссам, поспешности в выводах, полярности в суждениях и мнениях, излишней эмоциональности в мышлении. В этом возрасте многие события могут оцениваться как безусловно положительные или безусловно отрицательные, так же оцениваются и окружающие люди.
По современно возрастной периодизации юношеский возраст приходится на диапазон от 15 до 22 лет, в нем выделяют поздний подростковый или ранний юношеский возраст (15-18 лет) и поздний юношеский возраст (18-22-23 года). В раннем юношеском возрасте еще сохраняются черты подросткового пубертатного криза, для которого характерны стремление к эмансипации, группированию со сверстниками, критицизму, негативизму, стремлению противопоставить себя миру взрослых, выраженные характерологические реакции, связанные с формирующим сексуальным влечением, импульсивность в поступках. В этом возрасте подросток окончательно утверждает себя в мире сверстников. Для более позднего юношеского возраста характерно стремление найти себя в целом сообществе, т.е. формируется мироощущение, мировосприятие, мировоззрение. Юноши задумываются о своем месте, роли, предназначении в этой жизни. Их начинают волновать глобальные вопросы о цели и смысле жизни.
Максимализм юношеского возраста – это не отрицание авторитета взрослых и негативизм подростка, а выраженное стремление к самопознанию, самоанализу, к самоутверждению, а также к совершенству. Этот максимализм проявился в высказываниях одного из молодых людей, десятиклассника: «Я обязан знать досконально и на отлично все школьные предметы». Молодые люди этого возраста стремятся к совершенству в спорте, учебе в научной работе, во внешности.
Юношество – это возраст окончательного формирования высшего типа мышления – абстрактно-логического, отсюда повышенное стремление к филисофским рассуждениям, стремление постичь тайное, непонятное.
Максимализм молодых обусловлен не только особенностями формирований психики, но и недостаточностью практического опыта, жизненных знаний, для того, чтобы стать «гибким», понимающим, терпеливым, мы обязаны в жизни «набить собственные шишки».
В.В.Ковалев, отечественный психиатр считал, что в подростково-юношеском возрасте преимущественным уровнем нервно-психического реагирования является эмоционально-идеаторный. Именно эмоциональная и идеаторная сферы наиболее подвержены воздействию различных внешних и внутренних факторов. В целом максимализм подростков делает их уязвимыми в некоторых жизненных ситуациях, может вызвать декомпенсацию психического состояния, привести к неврозам, пограничным расстройствам или даже психозам.
В психиатрии описаны расстройства, которые встречаются исключительно в диапазоне 15-23 лет. В этом возрасте возникают дисморфофобии (страх навязчивого характера, несовершенства или «уродства» собственной внешности- «кривой нос», «толстые» или «короткие ноги», угревая сыпь – все может стать объектом пристального внимания подростка, сопровождается тревогой, депрессией). Дисморфофобия может перейти в следующую стадию – дисморфоманию-болезненную убежденность в наличии какого-то внешнего «уродства». Мысли о своем несовершенстве становятся сверхценными, доминирующими, подавляющими, подросток охвачен этими мыслями, начинает активные действия по исправлению своего мнимого уродства в ущерб другим занятиям и даже своему здоровью. Некоторые подростки «ходят по врачам», обследуются, «терроризируют» родственников, которые, по их мнению, недостаточно им сочувствуют и не стремятся помочь. Особенно опасно, когда подросток с дисморфофобией прибегает к повторным пластическим операциям, упорно уродует себя в тату-салонах, делает пирсинг, изменяет форму ушных раковин, обезображивает свой язык, затачивает зубы, удаляет ребра , чтобы «талия была тоньше». Максимализм проявляется в том, что даже после многочисленных манипуляций с собственным телом, они не находят совершенства в нем, не успокаиваются, быстро обнаруживают новый «изъян».
Одним из вариантов дисморфофобии юношеского возраста является нервная анорексия. В последнее время случаи заболевания нервной анорексией участились. Это почти исключительно болезнь девушек, и первый приступ обычно возникает в 15 лет. Девушки с нервной анорексией стремятся максимально похудеть, чтобы походить на моделей из журналов, модных подиумов, кинозвезд, популярных певиц. Они жестко ограничивают себя в еде, изнуряют физическими упражнениями. В стремлении сбросить вес они проявляют упорство, хитрость, изобретательность, вводят в заблуждение родственников, врачей, утверждая, что у них нет аппетита, болит желудок. На самом деле аппетит у них сохраняется, но пищу они выбрасывают, вызывают у себя рвоту, закармливают младших братьев и сестер. При нервной анорексии важно вовремя заметить необычное похудание у девушки, в сочетании с ограничением себя в еде и чрезмерной физической нагрузкой. При отсутствии своевременно оказанной помощи дисморфоманическая стадия этого заболевания может перейти в кахектическую, которая может привести к смерти.
При нервной анорексии крайне важна позиция матери в семье. Есть «присоединяющиеся» матери, которые безусловно верят своим дочерям, потакают, обследуют в клиниках, верят в могущество диет, нетрадиционные методы лечения. Таким мамам важно вовремя «отступить», посмотреть на проблему не глазами любимого ребенка, а трезвым здоровым взглядом, проявить настойчивость, упорство в отстаивании болезненности убеждений дочери, серьезно воспринимать советы специалистов - психотерапевтов, психиатров.
Для подростков и юношей с их максимализмом характерны патологические увлечения. Молодые люди со страстностью ищут идеалы, кумиров. Многие вступают в неформальные молодежные группировки. При этом они слепо, некритично принимают все, что пропагандируют их кумиры. Молодежные группы в обществе существовали во все времена, в современном обществе они разные, меняются, некоторые связаны с музыкальными пристрастиями («рок», «рэп», «готический рок», «тяжелый рок» и т.д.). Есть молодежные группировки, идеализирующие и романтизирующие смерть ( «готы», «пинки» и «эмо»). Опасно, когда в число членов этих групп попадают молодые люди с акцентуацией характера, расстройствами психики, которые под влиянием «учений» могут пытаться свести счеты с жизнью и даже совершают суициды. Максимализм взглядов толкает некоторых молодых людей в неформальные политические группировки («скинхэды», «наци» и др.). В этих группах молодые люди с их максимализмом, с неустойчивой психикой могут совершать тяжелые, агрессивные деликты. Широко известны случаи, когда молодые «сатанисты» совершали акты вандализма, жестокие ритуалы.
Возраст 15-23 года – это возраст начала многих хронических душевных заболеваний, таких, как шизофрения, биполярные аффективные расстройства. В этом возрасте депрессии часто протекают под маской астении, расстройств поведения, трудно распознаются, нередко становятся причиной суицидальных попыток. По данным суицидологов, возраст 15-23 года, это фактор риска для суицидального поведения. Статистически достоверен пик суицидальных попыток и суицидов именно в этом возрастном периоде. Причиной суицидов у молодых часто становится ситуационные реакции, в которых большую роль играет максимализм молодых. К попыткам суицида у молодых могут привести несущественные с точки зрения зрелого человека причины: неразделенная любовь, отвергнутая дружба, плохая оценка на экзамене, даже проигрыш в спортивном соревновании. У подростка, обдумывающего суицидальную попытку, отмечается изменение сознания по типу «туннельного сознания», когда значимо только то, что касается психотравмирующей ситуации, мышление делается «дихотомическим» - «все или ничего», «пан или пропал», «будет, как я хочу или совсем никак».
Крайне важно заметить подобное состояние у подростка, уделить ему достаточно внимания, понять, посочувствовать, вовремя обратиться к специалисту.
Один из 16-летних подростков как-то отметил, что, пока ему не исполнилось 16 лет, взрослые постоянно волновались, заботились о нем, о его здоровье, интересовались его учебой, увлечениями, когда же ему исполнилось 16 лет, и он окончил школу, потеряли к нему интерес, заявляя: «Решай всё сам, ты уже взрослый!». Хочется напомнить всем взрослым то, что молодые люди 15-23 лет не меньше, чем дети нуждаются в нашем внимании, любви, доброте и сочувствии.
Главный внештатный детский специалист психиатр
департамента здравоохранения Костромской области
Н.Ю.Лукина
Если ваш ребенок быстро устает
Подробнее...
Боли в спине у детей
Подробнее...
Что нужно знать родителям, чьи дети занимаются спортом
Подробнее...
Если ваш ребенок быстро устает
После напряженного рабочего дня, наверняка, каждый из нас чувствует себя утомленным, уставшим и апатичным. Что уж говорить о детях, которым ежедневно приходится справляться с массой новых знаний в школе и горой домашних заданий после уроков?
Умственное напряжение – наиболее частая, но не единственная причина утомляемости у ребенка.
Нередко усталость и детская апатия становятся предпосылками более серьезных заболеваний.
Популярной причиной детской усталости многие родители и врачи связывают все-таки с эмоциональными проблемами. Дети намного сильнее взрослых переживают некоторые жизненные события и явления. Следствием таких волнений и переживаний, как это ни странно, становятся не только утомляемость, но и потеря аппетита, нарушение сна, отсутствие желания к чему-либо
Распространенная причина немотивированной усталости у ребенка – вирусная инфекция, простуда. Переболев ОРЗ, спустя несколько недель ребенок приходит в себя, к нему возвращается прежний уровень активности.
Внезапная усталость, а также повышенная жажда и мочеиспускание зачастую связывают с подозрениями на диабет. Если ребенка при этом еще и мучают боли в животе, он стремительно теряет вес, то лучший выход – немедленное обращение к врачу.
Не менее редкой причиной утомляемости ребенка может быть анемия, когда способность крови переносить кислород снижена. Наиболее частой причиной анемии у детей раннего возраста может быть дефицит железа, который необходим не только эритроцитам, чтобы переносить кислород, но и мышечной ткани. Именно недостаток железа в мышечной ткани приводит к быстрой и патологической утомляемости ребенка. Поэтому не стоит оставлять без внимания высказывания ребенка: «Хочу на ручки», «Мама понеси меня» и т.д. Следует вспомнить, когда ребенку последний раз выполнялся анализ крови и обратиться к врачу.
Специалисты считают, что детская утомляемость – вполне естественная реакция маленького организма. У дошкольников смена бурной деятельности и угнетенного состояния происходит очень часто. А у некоторых детей, чей уровень активности зашкаливает, нередко запас энергии иссякает перед вступлением в переходный возраст, что и приводит к внезапной утомляемости.
Помните о том, что долго сохраняющаяся утомляемость у малыша – признак для того, чтобы начать бить тревогу. Самое лучшее, что могут сделать родители в такой ситуации – это обратиться к врачу. Специалист назначит ребенку анализ крови и другие необходимые процедуры, после которых можно будет установить точный диагноз и, в случае необходимости, провести лечение.
Если ваши подозрения не подтвердил врач, то попробуйте завести дневник поведения малыша. В таком журнал вы можете делать пометки о характере ребенка, внезапной смене его интереса к тем или иным вещам, появлении бессонницы или напротив повышенной сонливости. Спустя некоторое время, синтезировав данные из дневника, вы, возможно, заметите, что усталость ребенка постоянно сменяется периодами гиперактивности, что в детском возрасте вполне нормально и естественно.
Главный внештатный педиатр
департамента здравоохранения Костромской области
Стрелец В.Г.
Главный внештатный педиатр
департамента здравоохранения Костромской области
Стрелец В.Г.
Боли в спине у детей
Родители часто сталкиваются с жалобами на боли в спине у детей. Данные жалобы пугают родителей и заставляют их обратиться на прием к врачу. Причины возникновение болей у детей в спине разнообразные, но большинство их не опасные и носят чаще функциональный характер.
Родителям нужно спокойно проанализировать ситуацию, вспомнить ситуации, в которых ребенок мог получить травму спины, последовательность возникновения болей. Обратить внимание на другие симптомы, сопровождающие боли в спине частое мочеиспускание, наличие крови в моче, повышение температуры тела, тонус в ногах, отдает ли боль в спине в ноги. Необходимо понаблюдать за ребенком некоторое время, но если боль носит острый или травматический характер нужно срочно обратиться к врачу специалисту.
К каким врачам специалистам необходимо обратиться родителям детей с болями в спине? В первую очередь это участковый педиатр, который проведет первичный осмотр и назначит базовый комплекс обследования: анализы, рентген, консультацию врачей специалистов. Следующие специалисты, которые проведут консультацию ребенка, могут быть ортопед-травматолог, невролог, гинеколог, уролог, гематолог, онколог.
Обычно боль у детей возникает в нижнегрудном и поясничном отделе позвоночника. Чаще боль в спине встречается у подростков, особенно активно занимающихся спортом.
Боль в спине у детей может носить постоянный или периодический характер, быть по интенсивности слабой или такой сильной, что ребенок не в состоянии передвигаться и требующей применение анальгетиков, включая наркотические.
Наиболее распространенные причины болей в спине у детей является утомление позвоночника, перенапряжение и растяжения мышц спины. Эти причины возникают при интенсивных физических нагрузках при тренировках, внезапных вращательных движениях, при длительном ношение тяжелых сумок и рюкзаков с учебниками, длительное пребывание в некомфортной, вынужденной позе (просмотр телевизора, компьютерные игры). Не интенсивные боли в спине могут возникать при избыточном весе ребенка, при сне на мягких матрацах и на кроватях с панцирной сеткой.
Боли в нижней части спины у детей могут быть связаны с воспалением почек, мочевого пузыря, при часто повторяющихся заболеваниях ОРВИ, гриппом, хронических инфекциях носоглотки, у девочек подростков в период месячных или перед их наступлением.
При каких заболеваниях и травма опорно-двигательного аппарата у детей могут возникнуть боли в спине? Основные из них:
- Травмы позвоночника (переломы тел позвонков, переломы отростков позвонков, спондилолистез, перелом копчика и др.)
- Ушибы мягких тканей спины
- Спондилодисцит
- Киста и опухоли тела позвонка
- Нарушение осанки, кифоз и сколиотическая болезнь позвоночника
- Миозит
- Остеохондропатия позвоночника (болезнь Шейерманна-Мау)
- Ранний юношеский остеохондроз позвоночника
- Врожденные аномалии развития позвоночника
- Межпозвонковые грыжи
- Остеопороз позвонков
- Травмы позвоночника (переломы тел позвонков, переломы отростков позвонков, спондилолистез, перелом копчика и др.)
- Ушибы мягких тканей спины
-Спондилодисцит
-Киста и опухоли тела позвонка
- Нарушение осанки, кифоз и сколиотическая болезнь позвоночника
- Миозит
- Остеохондропатия позвоночника (болезнь Шейерманна-Мау)
- Ранний юношеский остеохондроз позвоночника- Врожденные аномалии развития позвоночника
- Межпозвонковые грыжи
- Остеопороз позвонков
Другие причины болей в спине у детей:
- Заболевания гематологического характера
- Соматические заболевания внутренних органов
- Инфекционный артрит, остеомиелит позвоночника, туберкулез
- Психоэмоциональные реакции
- Пневмония
- Ювенильный спондилоартрит
- Острый живот (аппендицит, острый холецистит, острый панкреатит, кишечные колики и др.).
Анализируя причины болей в спине у детей важно отметить в профилактике болей полноценность питания, достаточное потребление витаминов и кальция для нормального развития скелета у детей, так как остеопороз у детей в настоящее время перестал быть чрезвычайной редкостью.
Так же в профилактике болей в спине важное значение имеет:
- правильная организация тренировок
- формирование правильной осанки и мышечного корсета у детей
- уменьшение запредельных нагрузок на позвоночник
- организация учебного места согласно санитарным нормам и правилам
- профилактика спортивного и бытового травматизма
- проведение профилактических осмотров детей с целью, выявления профилактики и лечения заболеваний, которые могут привести к возникновению болей в спине
- правильная организация отдыха детей в быту.
Главный внештатный детский специалист травматолог-ортопед
департамента здравоохранения Костромской области
В.Б.Гурьев
Что нужно знать родителям, чьи дети занимаются спортом
С каждым годом в жизни ребенка все больше времени занимает компьютер. И вот уже ваш непоседа часами сидит у монитора. А еще уроки в школе, где большую часть времени приходится сидеть… К моменту окончания школы у большинства детей нарушена осанка, имеются проблемы со здоровьем. В основе большинства проблем недостаток движения. Это – реалии нашего времени.
Хорошей альтернативой малоподвижному образу жизни являются занятия в спортивных секциях. Выбор той или иной спортивной секции – выбор Ваш и Вашего ребенка. Спортивные игры? Борьба? Лыжи? Гимнастика? Выбирайте!! Важно правильно оценить желания и возможности ребенка, его состояние здоровья.
Спортивная секция выбрана, начинаются регулярные тренировки.
Первые 6 месяцев юный спортсмен имеет право посещать спортивную секцию со справкой от участкового педиатра.
После 6 месяцев регулярных занятий допускается участие в спортивных соревнованиях. Для участия в соревнованиях, также как и для посещения тренировочных занятий необходим допуск врача по спортивной медицине.
В Костроме врачи по спортивной медицине ведут прием в ОГБУЗ «Костромской областной врачебно – физкультурный диспансер» (далее – Диспансер).
Для постановки на учет в Диспансере необходимо взять справку о состоянии здоровья (у участкового педиатра или школьного медика). Затем необходимо пройти углублённое медицинское обследование, включающее в себя профилактические осмотры у врачей специалистов Диспансера (врача-офтальмолога, врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-хирурга), анализы крови и мочи, электрокардиографическое исследование (ЭКГ). Подросткам старше 15 лет необходимо предоставить данные флюорографии легких (ФЛГ).
После чего врач по спортивной медицине осуществляет осмотр спортсмена с проведением антропометрических измерений (роста, массы тела, окружности грудной клетки, динамометрии), физикальных исследований, функциональной пробы и оценки реакции организма на нагрузку.
На основании обследования на каждого спортсмена составляется заключение, включающее в себя следующие пункты:
- оценка состояния здоровья (с указанием имеющихся отклонений в состоянии здоровья);
- оценка физического развития;
- оценка физической работоспособности;
- при необходимости - рекомендации лечебно – диагностического характера;
- допуск к тренировочным занятиям и соревнованиям;
- советы по режиму и характеру тренировок в зависимости от выявленных изменений;
- дата следующего медицинского обследования.
Основной метод наблюдения за спортсменами – диспансерный, т.е. необходимо регулярно планово проходить медицинское обследование – минимум 1 раз в 6 месяцев.
Имеется график плановых осмотров по видам спорта. Например, осмотры футболистов запланированы на март (т. н. углубленное медицинское обследование - УМО, о нём было сказано ранее) и сентябрь (текущее медицинское наблюдение - ТМН, которое включает в себя осмотр врача по спортивной медицине и проведение ЭКГ).
Для получения допуска к участию в соревнованиях также проводится осмотр спортсменов врачом по спортивной медицине. Это короткий опрос и осмотр, оценка состояния здоровья спортсмена.
Таковы основные положения в работе со спортсменами в нашем Диспансере.
Мы стараемся внимательно относиться к каждому спортсмену и всегда радуемся успехам ребят. Здоровья и побед в грядущем году!!
Врач по спортивной медицине
О.Н.Разина
Неврозы у детей и подростков
Подробнее...
Введение прикорма
Подробнее...
Депрессивные расстройства у детей и подростков. Маски депрессии
Подробнее...
Неврозы - это относительно неглубокие в большинстве случаев обратимые психические расстройства, обусловленные воздействием на личность различных психических травм. Неврозами страдают от 3 до 20% всего населения. У девочек неврозы возникают в 3 раза чаще, чем у мальчиков.
При неврозе происходит расстройство системы отношений, причем основное значение приобретает нарушение отношения к себе, проявляющееся в заниженной или противоречивой самооценке. В развитии неврозов имеют значение личностные конфликты.
В детском возрасте внутриличностные конфликты нестойки и рудиментарны, большее значение имеют межличностные конфликты в семье. Подростки, воспитывающиеся в дисфункциональных семьях могут иметь как внутри, так и межличностные конфликты, отчего у одних возникают неврозы, у других – нарушения поведения и влечений.
В происхождении неврозов у детей и подростков имеют значение органические заболевания, особенности формирующейся личности, патологизирующее семейное воспитание. Все встречающиеся у детей неврозы принято делить на общие и системные. По частоте заболеваемости неврозы распределяются следующим образом:
I. Общие неврозы:
- Истерический невроз.
- Астенический невроз.
- Невроз навязчивых состояний.
II. Системные неврозы:
- логоневроз (заикание), тики, энурез, энкопрез.
Общие неврозы:
Истерический невроз чаще возникает у детей и подростков с чертами личностной незрелости, инфантилизма, демонстративности, склонности к фантазиям, реакциям гиперкомпенсации. Истерический невроз в раннем детстве может проявляться расстройством физиологических функций (дыхания, глотания, мочеиспускания, дефекации), расстройствами речевой сферы – мутизм, моторной сферы. В более старшем возрасте проявления истерического невроза более разнообразны, в большей степени захватывают эмоциональную и когнитивную сферы и, по сути, не отмечаются от истерического невроза взрослых.
Неврастения (астенический невроз). У детей дошкольного возраста в ответ на психотравмы возникают психогенные астенические реакции. Дети осторожны, боятся риска, конкуренции, ситуаций типа «экзамен», эмоциональных и интеллектуальных напряжений.
Симптоматика представлена головными болями и болями в области сердца, страхами, тревожностью, нарушениями сна, ипохондрическими опасениями.
Невроз навязчивых состояний. Чаще всего дети с неврозом навязчивых состояний вырастают в условиях «повышенной моральной ответственности», при которой главными ценностями в жизни являются гипертрофированное следование долгу и игнорирование собственных эмоциональных и телесных импульсов. Невроз навязчивых состояний проявляется в виде психогенных навязчивых реакций, которые клинически выступают в форме навязчивых фобий, движений и действий.
Системные неврозы:
Тики невротические - являются непроизвольными, внезапными, быстрыми, повторяемыми, неритмичными, стереотипными движениями или вокализацией.
В развитии тиков играют роль как генетические, так и психогенные факторы. В основе транзиторного тика лежит подавленная агрессивность у ребенка. Тики чаще являются двигательными в виде мигания или иного движения лицевых мышц, языка, нижней челюсти, мышц шеи. Более редкими являются тикозные движения верхних конечностей, еще более редкими - туловища и нижних конечностей. В большинстве случаев тики с годами проходят, появляясь лишь в стрессовых ситуациях.
Невротический энурез. Под энурезом понимают утрату контроля над мочеиспусканием в ночное и дневное время. Нарушения на любом уровне регуляции могут стать причиной энуреза. 75% больных имеют наследственную отягощенность этим расстройством.
Неорганический энурез может быть следствием хронической психогении – развод родителей, их выраженный конфликт, рождение братьев или сестер, начало учебы в школе, отрыв от матери, эмоциональное отвержение ребенка, особенно усиливающееся при появлении энуреза.
Невротический энкопрез - неспособность контролировать выделение кала, вследствие чего обнаруживается непроизвольное или произвольное недержание кала в местах, неуместных для этой цели.
Задержка формирования навыков опрятности, контроля за дефекацией связана с нарушением социализации ребенка – преждевременная стимуляция его умения пользоваться горшком, унижение и наказание ребенка при неудачах в дефекации, атмосфера подавления самостоятельности в проявлении своих желаний. Распространенность заболевания составляет 1,5% в возрасте до 5 лет. В подростковом возрасте встречаются редко.
Логоневроз (невротическое заикание) – психогенное расстройство ритма, темпа, плавности речи, которое связано с судорогами мышц, осуществляющих акт речи. Хронические и острые психические травмы - конфликты в семье, эмоциональное отвержение ребенка и основанное на нем воспитание по типу доминирующей гиперпротекции.
Первые признаки – повторение начальных звуков в словах, первых или наиболее трудных слов в предложении в моменты эмоционального напряжения в ситуациях типа «экзамен». Эпизоды заикания сменяются эпизодами речи без нарушений. Симптомы могут отсутствовать при пении, декламации или при взаимодействии с животными и неодушевленными предметами.
Основные принципы лечебной терапии неврозов:
- Предпочтительный выбор психосоциальных воздействий перед медикаментозным лечением.
- Дифференцированность и последовательность проведения реабилитационных программ.
- Предпочтительность лечения в амбулаторных и полустационарных условиях.
- Командное обслуживание больных детей усилиями врача-психиатра, психотерапевта, клинического психолога, социального работника, педагога и среднего медицинского персонала.
По мере роста ребенка одного грудного молока, да и детской молочной смеси при искусственном вскармливании становится мало. Возникает необходимость дополнительного поступления пищевых веществ и энергии с прикормом. Введение прикорма – этап расширения рациона, формирование вкусовых привычек. Своевременно и правильно подобранные продукты обеспечивают дальнейшие процессы роста ребенка, хорошее состояние его здоровья, улучшают физическое и нервно-психическое развитие.
Для того чтобы введение прикорма проходило гладко, необходимо соблюдать несколько правил:
- введение каждого нового продукта начинают с небольшого количества, постепенно (за 5—7 дней) увеличивают до необходимого объема;
- при этом внимательно наблюдают за переносимостью;
- новый продукт (блюдо) следует давать в первой половине дня для того, чтобы отметить возможную реакцию на его введение;
- овощной прикорм начинают с одного вида овощей, затем постепенно вводят другие продукты данной группы. Введение фруктовых пюре и каш также начинают с монокомпонентных продуктов;
- прикорм дают с ложечки, до кормления грудью или детской молочной смесью;
- новые продукты не вводят, если ребенок болен и в период проведения профилактических прививок.
Для сохранения лактации в период введения прикорма необходимо после каждого кормления прикладывать ребенка к груди.
Введение прикорма целесообразно проводить в возрасте 4-6 мес. Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребенка, с учетом его готовности к восприятию новой пищи. Схема введения прикорма при естественном и искусственном вскармливании может быть единой.
Схема введения прикорма детям первого года жизни
Продукт, г, мл |
Возраст, мес.
|
|
4-6
|
7
|
8
|
9-12
|
Фруктовый сок
|
5-60
|
70
|
80
|
90-100
|
Фруктовое пюре
|
5-60
|
70
|
80
|
90-100
|
Овощное пюре
|
10-150
|
170
|
180
|
200
|
Молочная каша
|
10-150
|
150
|
180
|
200
|
Творог*
|
10-40
|
40
|
40
|
50
|
Желток, шт.
|
-
|
0,25
|
0,5
|
0,5
|
Мясное пюре*
|
5-30
|
30
|
50
|
60-70
|
Рыбное пюре
|
-
|
-
|
5-30
|
30-60
|
Кефир, кисломолочные напитки
|
-
|
-
|
200
|
200
|
Сухари, печенье
|
-
|
3-5
|
5
|
10-15
|
Хлеб пшеничный
|
-
|
-
|
5
|
10
|
Растительное масло
|
1-3
|
5
|
5
|
6
|
Сливочное масло
|
1-4
|
4
|
5
|
6
|
* - не ранее 5,5 месяцев.
В питании ребенка можно использовать продукты и блюда, приготовленные как в домашних условиях, так и продукты промышленного производства, которым отдается предпочтение, так как они изготовляются из высококачественного сырья, соответствуют строгим гигиеническим требованиям, что обеспечивает их безопасность, имеют гарантированный химический состав.
Соки. Первыми рекомендуют назначать яблочный или грушевый соки, которые реже вызывают аллергические реакции. Примерно через 2 недели после введения соков, при их хорошей переносимости, вводят фруктовое пюре. Сначала тоже лучше дать пюре из яблок, затем ассортимент фруктового пюре расширяется с учетом индивидуальной переносимости. Получая фруктовые пюре, ребенок постепенно привыкает к более густой пище, что очень важно для последующего введения зернового и овощного прикорма. Овощное пюре. Вначале овощное пюре должно состоять из одного вида овощей, обладающих нежной клетчаткой, например кабачков. Когда ребенок привыкает к данному блюду, в овощное пюре вводят новые овощи. Зерновой прикорм (каша) - один из основных источников углеводов, растительных белков и жиров, пищевых волокон, железа, селена, витаминов В1; В2, РР и др. Каши могут быть молочными или безмолочными. Безмолочные каши разводят грудным молоком, детской смесью, получаемой ребенком. Прикорм на основе злаков следует начинать с безглютеновых круп (рисовой, гречневой, позднее кукурузной). В дальнейшем могут использоваться глютенсодержащие каши (овсяная, ячневая, пшеничная) и каши из смеси круп. Цельное коровье молоко может использоваться в питании детей первого года жизни только для приготовления каш. Творог и яичный желток — ценные источники животного белка и жира, минеральных веществ (кальций, фосфор и др.), а также витаминов А, группы В. Желток дают одновременно с молочной кашей или овощным пюре. Мясо содержит полноценный животный белок, хорошо усвояемое железо, магний, цинк, а также витамины А, В15 В2, В6, В12. Мясное пюре в рацион рекомендуется вводить детям старше 6 мес., лучше всего давать мясо с овощным пюре. Рыба - полноценный источник белка и жира, содержащего большое количество полиненасыщенных жирных кислот, а также витаминов В2, В12, минеральных веществ. Рыбу вводят в питание детей с 8-9 мес с осторожностью, учитывая индивидуальную переносимость. Ее используют 1-2 раза в неделю вместо мясного блюда. Кисломолочные продукты детского питания (детский кефир, бификефир, йогурт «Агуша» и др.) в рацион ребенка можно вводить не ранее 8-месячного возраста в количестве не более 200 мл в сутки. В настоящее время, как для питья, так и для приготовления смесей и блюд прикорма рекомендуют использовать специальную бутилированную воду для детского питания. Она не требует кипячения, имеет низкую минерализацию.
По определению современных психиатров депрессии – аффективный синдром, в основе которого лежит сниженное, угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное настроение. Депрессия может быть неглубокой, невротической, связанной с разными психическими травмами или тяжелой, глубокой, когда выражена депрессивная триада: тоскливое настроение сочетается с замедлением мыслительных процессов и малой подвижностью.
У детей и подростков депрессия чаще протекает атипично, имеет различные «маски». Скрытая за фасадом детских капризов, поведенческих, временных интеллектуальных нарушений, депрессия у детей и подростков нередко чрезвычайно трудно выявляется. В отличие от взрослого, у ребенка, подростка не хватает жизненного опыта, словарного ресурса, чтобы выразить свое состояние в депрессии. О депрессивных расстройствах у детей и подростков можно догадаться по различным косвенным признакам.
При адинамической депрессии, встречающейся во всех возрастных группах, дети жалуются на усталость, утомление, нежелание приступить к занятиям и играм, у них пропадают прежние интересы, немного снижается успеваемость в школе, так как нарушается внимание, ребенка приходится постоянно стимулировать, фиксировать на работе. Несмотря на то, что успеваемость падает незначительно, неожиданным для родителей оказывается отказ от посещения школы. Оставаясь дома, дети проводят время в безделии, не могут себя занять. Нередко в утренние часы появляется сонливость. Вечером дети испытывают тревогу, страхи, могут возникать истерические реакции по незначительному поводу, но в целом к вечеру они становятся оживленнее. Именно в вечернее время при адинамической депрессии подростки могут уходить из дома, идя в сомнительные компании, вовлекаются асоциальными сверстниками в правонарушения, оставаясь пассивно подчиняемыми и ведомыми. Именно нарушения поведения, а не депрессии являются частой причиной направления таких детей и подростков к психотерапевтам и психиатрам.
Дисфорическая депрессия у детей и подростков характеризуется злобным настроением, с недовольством окружающими, с раздражительностью, вспышками ярости и злобы. При дисфорической депрессии дети переживают ощущение незаслуженной обиды, заброшенности, в своих неудачах они склонны винить окружающих, что сопровождается вызывающим поведением, грубостью, драчливостью, уходами из дома, правонарушениями агрессивного характера. При этом жалобы на плохое, злое настроение довольно редки. Окружающие в первую очередь обращают внимание на школьную дезадаптацию, расстройство поведения, асоциальные поступки, злые истеричные выходки, грубость, драки, пропуски уроков и уходы из дома, общение с асоциальными группами, в которых у подростков формируются патологические зависимости - курение, пьянство, употребление наркотиков. В дисфорической депрессии подростки могут вступать в ранние половые связи. У подростка с данным видом депрессии высок риск суицида, так как дисфорическую депрессию трудно распознать под маской «плохого поведения». Подростки долгое время остаются вне поля зрения врачей-специалистов, не получают адекватного лечения.
При психопатоподобных депрессиях депрессивное состояние имитирует патологию характера (грубость, дерзость, злобность, агрессивность, оппозиционность, возбудимость, истеричность), которая сочетается с нарушениями поведения – отказом от учебы, драками, бродяжничеством, противоправными поступками, зависимым поведением. Поведенческие маски при этой форме депрессии чрезвычайно часты. Такое поведение носит защитный характер, обусловлено неосознанным стремлением подростка облегчить свое душевное состояние с помощью дурманящих средств, изменяющих сознание. Подростки с психопатоподобной депрессией пропадают в асоциальных компаниях, курят, выпивают, употребляют наркотики, хотя истинного удовлетворения это им не приносит.
Унлюст-депрессия – это вариант депрессии с преобладанием угрюмого, мрачного настроения, недовольства собой и окружающими с придирчивостью, неприязнью, враждебностью, даже ненавистью к близким, бывшим друзьям, всему человечеству, с отсутствием стремления к получению удовольствия, постоянным ворчанием или брюзжанием. При этом ощущение пониженного настроения у детей и подростков отсутствуют. Все поступки окружающих, с точки зрения подростка, заслуживают порицания. Слабые, беззащитные члены семьи подвергаются издевательству, жестокому избиению. Настроение при унлюст-депрессии тусклое и безрадостное. Игры и занятия не приносят удовольствия. Типичен полный отказ от посещения школы. Подростки с унлюст-депрессией редко примыкают к социальным группам в силу своей замкнутости и неприязни к сверстникам. Отказавшись от школы, они становятся домашними тиранами. При унлюст-депрессии часты суицидальные попытки. Они неожиданны для окружающих, отличаются обдуманностью и обосновываются подростками отвращением к жизни.
Одним из частых вариантов депрессии у детей и подростков является астеноподобная депрессия, при которой на первый план выступают утомляемость, истощаемость, раздражительность, в связи, с чем такую депрессию можно спутать с астенией. Дети обидчивы, плаксивы, жалуются на усталость, непереносимость шума, яркого света, слабость, головные боли, ухудшение памяти. Эти расстройства не носят истинно астенического характера, они связаны с суточными колебаниями настроения при депрессии, проявляющейся наиболее выражено в утренние часы. Во второй половине дня тот же ребенок обладает нормальной или даже повышенной работоспособностью, хорошей памятью. Астеноподобные депрессии детей сопровождаются снижением аппетита, нарушениями сна. Собственно расстройства настроения аморфны и неустойчивы, дети их могут отрицать, в крайних случаях жалуются на скуку. В стационар подобные дети и подростки поступают с диагнозами астении, неврастении, задержки психического развития, т.к. у них часто возникают проблемы с обучением.
Ступидные депрессии чаще встречаются у школьников. При этой форме депрессии преобладает умственная заторможенность. Она проявляется резким снижением успеваемости, связанным с утратой способности к восприятию новых сведений, субъективным ощущением потери памяти, трудностями воспроизведения нового материала, сосредоточения внимания. При длительной ступидной депрессии возникает так называемая депрессивная псевдодебильность. При этом у подростков есть идеи несостоятельности, самоуничижения, идеи отношения, страх школы, могут возникать истерические, агрессивные реакции. При подобной депрессии к психиатру обращаются для установления уровня интеллекта, исключения умственной отсталости.
Боязливая депрессия очень типична для дошкольников и младших школьников. В этом возрасте страх – универсальная форма реагирования. Дети становятся беспокойными, говорят о страхе за свою жизнь и жизнь близких. Страхи обычно усиливаются к вечеру, дети с трудом засыпают, сон прерывистый с устрашающими сновидениями. При этой форме депрессии дети чаще заторможены, слезливы. Страхи сочетаются с тревогой и тоской. У детей раннего возраста бывает боязливо-печальное настроение, сопровождающееся долгим плачем. Снижается активность ребенка, нет продуктивности в играх и занятиях, дети производят впечатление аутичных, хотя на самом деле аутизма у них нет.
У детей первых лет жизни, иногда возникает анаклитическая депрессия, если эти дети лишаются матери и не имеют заменяющего ее лица. Через 3-4 недели после внезапного отрыва от матери дети становятся плаксивыми, боязливыми, раздраженными, у них нарушаются сон, аппетит. Динамика анаклитической депрессии различна. Иногда возобновление контактов с матерью или заменяющим ее лицом приводят к постепенному исчезновению депрессии. В иных случаях, несмотря на хороший уход, у детей замедляется развитие, они часто болеют инфекционными заболеваниями, становятся замкнутыми, апатичными. В отдельных случаях нарастает физическая истощенность, резкая заторможенность, остановка психического развития.
Депрессия любого уровня – серьезное душевное расстройство, требующее обязательного обследования у врача-специалиста психотерапевта или психиатра. Только специалисты под маской поведенческих и иных нарушений могут заметить признаки депрессии и назначить адекватное лечение.
Показания и противопоказания к занятиям спортом, выбор вида спорта с учётом индивидуальных особенностей ребёнка
Подробнее...
Синдром повышенной двигательной активности и дефицита внимания
Подробнее...
Внимание - подросток!
Подробнее...
Все мы, родители, хотим видеть наших детей успешными и здоровыми.
В век компьютеров и гиподинамии для гармонического развития ребенка просто необходимы занятия физкультурой. Возможно, малыш не станет прославленным чемпионом, но занятия спортом – отличная замена компьютерным «стрелялкам».
Детство – время игр и очень важно, чтобы ребенок с удовольствием ходил на тренировки. Поэтому выбирая вид спорта, стоит подумать – «А подходит для моего чада этот вид спорта? Эта секция?». Ведь не секрет, что подбирая занятия для малыша, мы часто стремимся реализовать свои несбывшиеся мечты.
При выборе спортивной секции стоит учитывать целый ряд факторов:
- состояние здоровья. Есть виды спорта, которые не показаны детям с определенными заболеваниями. Например, с серьезными проблемами со зрением нельзя заниматься такими видами спорта, где прыжки, толчки, падения – норма. Стоит подумать о лыжах или плавании, чтобы не настии вреда здоровью подрастающего человечка. Помните – в любой секции, где тренер думает о здоровье будущих чемпионов, у вас обязательно потребуют справку о состоянии здоровья ребенка (из поликлиники или от медика школы).
- природные данные. Естественно, что недостаточно гибкому ребенку трудно будет достичь больших успехов в гимнастике. Может быть секция легкой атлетики - более правильный выбор? Однако стоит помнить, что в группы начальной физической подготовки обычно принимают всех желающих.
- психологические особенности ребенка: кому – то по душе командные виды спорта (футбол, баскетбол), а кому- то нужна своя, личная победа (различные виды единоборств). Какие качества вы хотите поддержать или развить у своего ребенка?
- мнение тренера. Опытный, знающий тренер может рассмотреть потенциал будущего чемпиона еще на начальном периоде тренировок. Правда, не стоит забывать, что бывают и исключения – «неперспективный» малыш может стать чемпионом.
В последние годы группы для начинающих заниматься спортом заметно помолодели. Если в конце двадцатого века спортивной гимнастикой, фигурным катанием и другими сложно- координационными видами спорта начинали заниматься к концу начальной школы (лет в десять), то сейчас спортивные школы принимают и четырехлетних малышей. Дело в том, что упражнения становятся все сложнее, требуют большей гибкости, а ее легче развить в раннем возрасте.
Очень важно, чтобы ребенок попал к опытному тренеру, который дозирует нагрузку и строит нагрузку с учетом возраста детей.
Тогда вас не разочарует результат: ребенок с удовольствием будет посещать секцию, окрепнет, станет меньше болеть, будет физически крепче своих сверстников. Да и шансы достичь отличных спортивных успехов возрастут.
Но правило «чем раньше, тем лучше» применимо далеко не всегда. До занятий некоторыми видами спорта нужно дорасти - и физически и морально. Все мы прекрасно понимаем, что нельзя давать в руки дошкольнику пистолет или пневматическую винтовку – результат может быть весьма печальный. А поднятие больших тяжестей (штанга, например) – не полезное занятие для младшего школьника.
Выбор спортивных школ различного направления, клубов довольно велик.
Помните, что спортивные школы имеют более высокий статус, чаще всего в спортивных школах работают более опытные, квалифицированные специалисты. Возможно, после окончания спортивной школы спорт станет делом жизни вашего ребенка. Но до этого предстоит долгий путь, требующий некоторых усилий со стороны родителей. Для начала, пока ребенок маленький – вам придется водить (или возить) его на тренировки. Неизбежны и финансовые затраты – на приобретение формы, оплату поездок на соревнования (и не обязательно малыш вернется победителем – путь к победам может быть долгим).
Помните – чемпионами становятся немногие и это всегда совокупность многолетних усилий спортсмена, тренеров, медиков, родителей (и немного удачи не помешает).
Если ваш ребенок не занимался спортом - идеальный вариант спортивная секция, где занимаются общей физической подготовкой, где не ставятся великие цели. Если у ребенка есть способности, их обязательно заметят.
Стоит подчеркнуть, что занятия в спортивной секции должны доставлять радость ребенку. В детстве главная мотивация для занятий чем – либо – это интерес. Умный, квалифицированный тренер умеет поддержать и развить интерес к своему виду спорта, научить ребенка технике своего вида спорта и только тогда будет успех и польза от занятий.
Помните, усилия, вложенные в воспитание малыша, дают свои результаты (но не всегда так быстро, как нам хочется). Удачи вам!
Врачи называют это расстройство гипердинамический или гиперкинетический синдром. Хотя нарушения внимания отмечаются и у детей гипоактивных, тормозимых (чаще это инертность, нарушение перераспределения, истощаемость), но из своего врачебного опыта знаю, что гиперактивные дети с нарушением внимания доставляют больше трудностей всем специалистам, работающим с ними. ГС- очень распространенное расстройство, встречающееся в структуре самых различных заболеваний. Оно возникает в возрастном диапазоне от 2 до 15 лет, наиболее часто в возрасте до 12 лет. Есть данные, что у мальчиков ГС отмечается чаще.
Ведущий детский психиатр, автор известного руководства для врачей по детской психиатрии В.В.Ковалев охарактеризовал детей с ГС как крайне подвижных, неусидчивых, отвлекаемых. Они и минуты не могут сидеть спокойно, постоянно вертятся, что-то теребят в руках, крутят головой, совершают множество «ненужных движений» - взмахи руками, подергивание плечами, повороты корпусом, постукивание ногами, беспрестанно что-то трогают, роняют; подскакивают, сидя на стуле, меняют позу. Во время занятий они поворачиваются к соседям по столу, хватают их за одежду, трогают их вещи. Игры у них обычно подвижные, иногда и без сюжета – бег, прыжки, толчки, борьба. Внимание крайне отвлекаемое, то слушают педагога, то смотрят в окно, то отвлекаются на разговоры, на шум в коридоре, на звонки и т.д. Им трудно на чем-то сосредоточиться. Нарушены все функции внимания (активность, избирательность, способность к перераспределению, устойчивость). Детям школьного возраста с ГС выдержать 40-минутный урок невозможно. Они не усваивают материал в большей степени из-за повышенной подвижности и отвлекаемости, чем из-за нарушений интеллекта. Такие дети – проблема для педагога, один такой ребенок отвлекаем на себя внимание учителя, мешает другим детям, в конечном итоге дезорганизует учебный процесс. Сами дети говорят: «Мне трудно сидеть! Мне хочется бегать! Я не могу долго слушать.» Часто любимый предмет- физкультура.
В детском саду детей с ГС трудно удержать на занятиях, они мало работают сами, мешают другим. Часто их отсаживают в сторону, дают побегать, «чтобы устал и угомонился». На прогулках такие дети не бегают, а мчатся, взбираются на большую высоту, прыгают оттуда, рискуя получить переломы, могут что-то ломать, крушить, опрокидывать, выбегают за территорию детского сада. Одна мама, у которой был 2-летний гипердинамичный мальчик, рассказала, что во время одевания для прогулки ей приходится бегать за мальчиком по коридору, чтобы надеть кофту, пальто, шарф, шапку, варежки. Она укладывала одежду в разных местах коридора и пока мальчик добегал и разворачивался, успевала «что-то нахлобучить». Одевание превращалось для нее в пытку. На прогулке мальчик мчался, не разбирая дороги, забегал в кустарники, в овраги. Остановить его было практически невозможно. Мамы гипердинамичных малышей часто делают дома специальные вольеры, заграждения, сдвигая мебель, иначе малыш может получить серьезную травму, забираясь на холодильник, шкаф, дергая за электрошнуры, пытаясь что-то вставить в розетку. Если гипердинамическое поведение ребенка сочетается еще с исследовательским интересом, он может за считанные минуты многое переломать. Одного малыша оставили на 5 минут в комнате. Он успел стащить со стола скатерть с хрустальной вазой, циркулем, вылить лак, разрисовать помадой обои, расцарапать пианино, бабушка застала его в тот момент, когда он пытался глотать таблетки, которые сумел добыть в закрытом на ключ серванте.
Западные психиатры относят синдром гиперактивного поведения и дефицита внимания к ММД. В отечественной психиатрии диагноз ММД ставят редко, обычно неврологи. С точки зрения отечественных психиатров ММД – это состояние врожденной или рано приобретенной легкой органической недостаточности ЦНС, не доходящей до тяжелого органического расстройства личности или органической деменции. При ММД есть легкие нарушения предпосылок интеллектуальной деятельности (памяти, внимания, работоспособности), легкие когнитивные нарушения, они обычно сочетаются с церебрастеническими расстройствами )повышенная утомляемость, истощаемость психических процессов, иногда жалобы на головные боли, головокружение, непереносимость физических и умственных нагрузок). Таким образом, ММД – это легкое расстройство интеллектуальной деятельности в сочетании с церебрастенией. В ряде случаев ММД сопровождается и гиперактивным поведением ребенка. Но ММД и ГС это не равнозначные расстройства, оба эти расстройства шире и только в какой-то части сочетаются. Схематично это можно отразить так:
У отечественных психиатров для обозначения состояния, связанного с легкими мозговыми дисфункциями, принят термин, предложенный Сухаревой, Ковалевым – «Резидуально-органические нервно-психические расстройства». Эти расстройства весьма широко распространены у детей и включают большой спектр нарушений от легких астенических (церебрастенических) синдромов до тяжелой органической патологии, такой, как умственная отсталость, деменция, эпилепсия. ГС и синдром дефицита внимания входит в группу резидуально-органических расстройств, является одним из вариантов подобной патологии – это гиперкинетическое поведение детей с дефицитом внимания, обусловленное остаточными явлениями врожденного или раннего органического поражения ЦНС.
Однако следует помнить, что резидуально-органические состояния и гипердинамический синдром тоже не тождественны. Каждое расстройство шире, это также можно изобразить на схеме:
Резидуальные или остаточные органические расстройства – это различные нарушения, появляющиеся у детей, перенесших внутриутробную патологию (при токсикозах беременных, внутриутробных инфекциях, анемии у беременных, внутриутробной асфиксии), перинатальную патологию – чаще всего асфиксию в родах или (и) родовую травму (затяжные роды, слабость родовых сил, длительный безводный период, обвитие пуповиной, роды кесаревым сечением, роды с применением акушерских пособий), резус-несовместимость, недоношенность; а также у детей, перенесших различные экзогении (т.е. внешние вредоносные воздействия) в первые 2-3 года жизни – «цепочки» инфекций, мозговые инфекции (менингиты, энцефалиты), операции с наркозом, тяжелые отравления, ЧМТ. Все эти «вредности» приводят как к функциональным, так и структурным нарушениям ЦНС, но благодаря пластичности нервной системы детей эти нарушения чаще имеют регредиентный характер, т.е. постепенно исчезают. Все резидуально-органические расстройства разделены на преимущественно дизонтогенетические и преимущественно энцефалопатические.
При дизонтогенетических расстройствах в результате врожденных факторов страдает преимущественно возрастное психоречевое развитие ребенка ( это ЗПР, инфантилизм органический, который, кстати, может сочетаться с ГС; это состояния атипичного РДА, которые тоже иногда сопровождаются гиперактивностью и дефицитом внимания). При дизонтогенетических формах «резидуальной органики» повреждения мозга в большей степени функциональные, часто это замедленное созревание мозговых структур. При энцефалопатических формах «резидуальной органики» в большей степени возникают структурные нарушения. Это приводит к таким расстройствам, как церебрастения (утомляемость, истощаемость), неврозоподобные расстройства (недержание мочи, кала, тики, заикание, страхи), психопатоподобные расстройства (эмоциональная неустойчивость или эксплозивность, волевая неустойчивость и др.), психоорганический синдром. Есть вариант психоорганического синдрома, который сопровождается гиперактивностью у детей – астено-гипердинамический вариант. При этом расстройстве дети повышенно подвижны, невнимательны, кроме того, у них невысокий интеллект, плохая память, мышление обычно замедленное, тугоподвижное, речь обеднена, интересы ограничены. Дети с психоорганическим синдромом и повышенной подвижностью часто не способны к обучению даже по программе 7 вида, их приходится переводить в коррекционную школу 8 вида. Крайними вариантами резидуально-органической энцефалопатии являются резидуально-органическая умственная отсталость (олигофрения), когда преимущественно страдает собственно интеллект. Интеллектуальная недостаточность сочетается с явлениями «органической психики» - тугоподвижность, инертность психических процессов, шаблонность в решениях, отсутствие воображения, креативности, невнимательность, подражательность, эмоциональная невыразительность, истощаемость внимания.
Как я уже отметила, гипердинамический синдром и резидуально-органические расстройства лишь в части случаев это состояния органического инфантилизма с гипердинамическим поведением, атипичный аутизм с ГС и астено-гипердинамический вариант психоорганического синдрома. Подобные варианты гиперкинетического поведения с дефицитом внимания встречаются чаще всего. Затруднения в учебе у таких детей связаны и с гиперактивностью, и со сверхотвлекаемостью, и с нарушением интеллекта – легкой интеллектуальной недостаточностью.
Только психологи или педагоги решить их проблемы не могут, они нуждаются в комплексе лечебно-коррекционно-педагогических и психологических мероприятий. Неврологи, психиатры при обследовании этих детей в 100% случаев находят неврологическую рассеянную микросимптоматику, изменения на ЭЭГ, иногда повышение в/ч давления. При психологическом обследовании на первый план выступает утомляемость, истощаемость психических процессов, тугоподвижность мышления, нарушение всех видов памяти, существенные расстройства внимания, недоразвитие речи.
Дети с ГС резидуально-органического генеза нуждаются в медикаментозном лечении: антиоксиданты, ноотропы, глицин, вазотропные средства, витамины, церебролизин, кортексин, страттера и др., при необходимости корректоры поведения, психостимуляторы нового поколения. Важно решить проблемы обучения этих детей – это чаще 7 или 8 вид коррекционно-образовательных учреждений. Перевод на коррекционные программы должен быть своевременным, иначе у детей появляются реактивные невротические расстройства, связанные с их неуспеваемостью в школе – у них понижается самооценка, часто возникают эмоциональные расстройства – плаксивость, раздражительность даже депрессии. И без того недостаточно сформированная мотивация к учебе (из-за личностного недоразвития) полностью пропадает. Ребенок начинает прогуливать занятия. свою неуспешность в школе он компенсирует в дворовых компаниях сверстников – появляются девиации поведения; если эти компании диссоциальны, то и делинквентность, т.е. криминальное поведение; легко формируются разные зависимости (курение, ранняя алкоголизация, вдыхание летучих растворителей, наркотики). Подобное поведение может быть не только компенсаторным, но и протестным.
В детском отделении Костромской областной психиатрической больницы неоднократно поступает мальчик 10 лет, который уходит из дома, бродяжничает по неделе, попрошайничает, ворует. Он- сын приемных родителей, которые взяли его из Дома ребенка в 4 года. мальчик родился недоношенным, маловесным (1700г), у него поздно появилась фразовая речь, рос ослабленным, часто болеющим. С 3 лет все специалисты отмечали его повышенную двигательную активность и отвлекаемость. Несмотря на невысокий интеллект, родители поместили мальчика в 7 лет в гимназию с гуманитарным и эстетическим уклоном. С 1го класса он трудно усваивает все предметы, учится на «тройки», быстро устает, в характеристике пишут, что при утомлении он «будто на шарнирах», «весь извертится», «все уже угомонились, а он никак не может», «на переменах подбежит к каждому и каждого дернет», «злостный прогульщик», «учиться совсем не хочет». В отделении на вопрос, почему он уходит из дома, ребенок отвечает: «Хочется. Я люблю гулять.» Тут же добавляет, что «он больше так не будет», «только выпишете – и я буду учиться». При психологическом обследовании выявлена заниженная самооценка (что редко бывает у умственно отсталых детей) и «ножницы» между низким уровнем обученности и отсутствием грубых нарушений интеллекта. Во время разговора с ним он постоянно меняет позу, теребит рукава рубашки, крутит пуговицы, «болтает ногами»; слушать собеседника может не более 1 минуты, затем внимание отвлекается, рассеивается. Среди детей быстро находит общий язык, все у него в друзьях, он участник всех игр. Подвижен он постоянно, много бегает, кричит, он добродушен, не агрессивен. Настроение портится только, когда надо идти в класс на занятия – прячется за шкаф, чтобы не идти. Приемная мама называет его «лодырем», «ему бы только развлекаться», «он безответственный и слабовольный». Такой ребенок нуждается в лечении, переводе на обучение по более легкой программе, может, и на индивидуальное. Школьный психолог после выписки тоже должен уделять ему внимание, он нуждается в психотерапии.
Таким образом, ГС с дефицитом внимания у детей с резидуально-органической недостаточностью встречается чаще всего. Но было бы грубой ошибкой всех гиперактивных и отвлекаемых детей считать «органиками».
При каких же еще нарушениях встречается гиперактивность у детей? Довольно часто в основе гиперактивного поведения лежат аффективные нарушения (обычно это повышенное настроение – мания или гипомания, но иногда и пониженное, т.е. депрессивный синдром).
Приведу пример иллюстрирующий ГС с нарушением внимания при гипомании. Мальчик 9ти лет, анамнез благополучный, развитие речи с опережением, любознательный, добрый, послушный, с 1 по 2 класс «отличник», в 3 классе с сентября поведение резко изменилось, из характеристики: «обезъянничает, считает себя умнее всех, надменный, выкрикивает с места, обозвал учителя, сказал, что «не будет писать диктант, потому что это – ерунда». В стационар направили потому что вскоре ушел из дома, украв большую сумму денег, которые отец копил на машину, накупил игрушек и сладостей, раздавал их случайным знакомым в центре города, потом пошел по квартирам девочек из своего класса, всем подарил дорогие игрушки. В отделение вошел с улыбкой, обстановкой не тяготится, весел, шутит, говорит громко, быстро, размашисто жестикулирует. Себя считает здоровым, но согласен «в больнице побыть- ведь надо все в жизни испытать». В первый же день собрал вокруг себя детей, организовал конкурс на лучший рисунок кота с закрытыми глазами. Беседуя с врачом, говорит легко, фразы сложные, бесцеремонен, предлагает врачу вместе с ним сходить в магазин – он угостит газировкой. Подхватывает с легкостью любую тему, излишне открыт, без стеснения подтверждает кражу денег, беседа то и дело переходит в его монолог. Внимание легко переключается – рассматривает гравюры на стене, дает им оценку. Диагноз- гипоманиакальный синдром. Проведено лечение нейролептиками, через месяц выписан в хорошем состоянии. Катамнез благополучный – успешно учится уже год, к психиатрам не обращались.
Особо следует отметить гипердинамическое поведение с нарушениями внимания у аутичных детей. Аутизм это группа расстройств, где ведущими являются нарушения общения. При РДА стремление к общению отсутствует с рождения. Синдром РДА встречается при самых разных заболеваниях, его проявления варьируют от легкой замкнутости, эмоциональной сдержанности при шизоидной акцентуации характера до выраженного нарушения развития с «оторванностью» от окружающего, грубыми нарушениями речи и поведения при с-ме Каннера, дифференцированных олигофрениях (с-ме Мартина-Белла, фениннкетурии, с-ме Дауна).
Многие дети с РДА гиперактивные. Но их подвижность отличается стереотипностью – это может быть бег по кругу, повторяющиеся шаблонные игры с неигровыми предметами, раскачивание, стереотипные прыжки, взмахивания руками. Двигательное возбуждение или бессловесное или сопровождающееся эхолаличными выкриками, набором непонятных фраз, неологизмов. Внимание таких детей грубо нарушено – они часто не могут фиксировать объекты окружающего в целом, но выхватывает какие-то фрагменты и их прочно фиксирует (объявление на дверях магазинов, светофор на улице, усы на лице человека и т.д.). Гиперкинетическое поведение у таких детей сочетается с другими расстройствами, характерными для РДА.
Гиперактивное поведение с нарушением внимания отмечается в структуре формирующихся личностных расстройств , врожденных или приобретенных.
Следует знать, что повышенная активность с нарушением внимания встречается и при неврологических заболеваниях, например, при нейроревматизме с синдромом «малой хореи» - при этом расстройстве дети постоянно меняют позу, взмахивают руками, очень характерно гримасничанье, тики. Если ребенок гримасничает и подскакивает, то это не обязательно «хулиган и безобразник». Выражено двигательное возбуждение при таком расстройстве, как синдром генерализованных тиков Туретта. Обычно это расстройство начинается с мелких подергиваний лицевой мускулатуры - тиков, которые постепенно опускаются ниже, доходя до различных гиперкинезов: атетоза, торсионных спазмов и др. Детей с гримасничаньем, тиками, другими гиперкинезами обязательно нужно направлять к врачу.
Подводя итоги, хочу сказать, что к каждому гиперактивному ребенку надо подходить индивидуально, т.к. за повышенной активностью и нарушениями поведения могут стоять самые различные расстройства.
Заведующая детским отделением
ГУЗ «Костромская областная
психиатрическая больница»
Н.Ю.Лукина
В настоящее время, в условиях глобализации и нарастающих темпов жизни, как никогда актуальны вопросы соматического и психического здоровья подрастающего поколения и молодежи. Обеспечение и сохранение здоровья подрастающего поколения является стратегически важным и перспективным вкладом государства в репродуктивный, экономический, интеллектуальный и культурный резерв страны.
Подростковый период – это важный период роста и формирования человека. В этом периоде происходит перестройка жизненно важных систем организма. Организм подростка имеет свои специфические особенности, являясь легкоранимым, обладающим повышенной чувствительностью к воздействиям неблагоприятных факторов. Ухудшение состояния здоровья подростков в последующем ведет к уменьшению уровня общей трудоспособности, снижению ожидаемой продолжительности жизни для всех возрастных категорий, росту инвалидизации, смертности.
Особая болевая точка, может быть на сегодня наиглавнейшая и самая острая проблема – подростки. В стране 8,5 тысяч лиц подросткового возраста находятся в воспитательных колониях для несовершеннолетних; ежедневно употребляют алкогольные напитки 33% юношей и 20% девушек; ежедневно 16% школьников и 30% студентов хотя бы раз употребляли наркотики. В результате – имеют основание сетовать руководители промышленных предприятий и генералы на то, что скоро иссякнут трудовые резервы, что не из кого будет формировать армию.
В Костромской области 6% от общего населения составляют подростки в возрасте 11-17 лет и 3% - возрасте 15-17 лет. Юноши являются резервом пополнения личного состава Вооруженных сил, девушкам в будущем предстоит взять на себя непростую роль материнства.
Число подростков в возрасте 15-17 лет в Костромской области имеет тенденцию к уменьшению, что отражает и общую тенденцию по России.
Общая заболеваемость подросткового населения Костромской области остается на высоком уровне. В структуре общей заболеваемости подростков основной удельный вес имеют болезни органов дыхания, болезни глаз, болезни органов пищеварения. А в структуре первичной заболеваемости подросткового населения на первом месте – болезни органов дыхания, на втором месте – травмы и отравления, на третьем – болезни кожи и подкожной клетчатки, на четвертом – болезни мочеполовой системы. Таким образом, заболеваемость подростков имеет тенденцию к росту. При сравнении показателей заболеваемости по нозологическим группам необходимо отметить рост психических заболеваний, болезней глаза, уха, кожи, костно-мышечной системы, беременностей, родов, травм и отравлений.
С сожалением следует отметить, что в иерархии потребностей подростков здоровье находится не на первом месте, хотя именно оно должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые пока еще здоровы. Поэтому важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку. К сожалению можно отметить и низкую активность родителей в отношении здоровья ребенка в последних классах школы, где нагрузка очень высокая и приоритет отдается подготовке к экзаменам.
Здоровье подростка начинается в школе и дома!!!
Профилактика врожденных пороков развития у детей
Подробнее...
Питание для будущих гениев (поговорим о грудном вскармливании)
Подробнее...
Вопросы профилактики врожденных пороков развития (ВПР) актуальны не только в России. На фоне снижающейся детской смертности рост количества ВПР наблюдается в большинстве стран мира. Сейчас совокупная частота ВПР колеблется от 7 до 40 и выше случаев на 1000 рождений.
Существующая пренатальная диагностика, такая как ультразвуковое исследование (УЗИ), сывороточные тесты и другие исследования, выявляют проблему на достаточно ранних сроках развития плода, однако не способны ее разрешить. Медики вынуждены ставить женщину и ее семью перед непростым выбором - отказаться от больного ребенка и искусственно прервать беременность или принять ответственность за ребенка-инвалида, который никогда не станет здоровым человеком. Затраты на лечение и поддержание жизни таких детей неоправданно высоки.
Предотвращение пороков развития плода гораздо гуманнее и экономичнее.
Медицинские генетики убеждены: врожденные пороки развития плода можно и нужно предотвращать до наступления беременности.
Общепризнанными факторами риска рождения детей с ВПР являются: незапланированные беременности, поздний репродуктивный возраст родителей, вирусные инфекции, прием лекарственных препаратов с тератогенным действием, вредные привычки (курение, алкоголь, наркомания), профессиональные вредности, недостаточное питание.
Существует три уровня профилактики врожденной и наследственной патологии у детей. Первичная профилактика включает в себя мероприятия по предупреждению возникновения ВПР путем устранения факторов риска в периконцепционный период. К группе риска относятся супружеские пары, имеющие хронические заболевания, повторные спонтанные аборты и мертворождения. Основными мероприятиями этого этапа является медико-генетическое консультирование, проверка репродуктивного здоровья супругов, санация хронических очагов инфекции и подготовка к наступлению следующей беременности. На втором этапе назначается периконцепционное лечение супругам, которое включает в себя витамины с микроэлементами, фолиевая кислота, сбалансированное питание, обогащенное продуктами с повышенным содержанием фолиевой кислоты (шпинат, бобы, помидоры, печень и почки), курс лечения проводится за 2-3 месяца до предполагаемого зачатия обоим супругам. Рекомендуемая дозировка приема фолиевой кислоты – 1 мг (0,001 г) в день. По рекомендации специалистов в ряде случаев доза может быть увеличена. Фолиевая кислота токсическим действием не обладает, является водорастворимым препаратом и легко выводится из организма. После наступления беременности, на 10-13-й неделе, 20-22-й неделе проводят УЗИ плода и определяют уровни a-фетопротеина, хорионического гонадотропина человека на сроках 16-20 нед, после чего по показаниям выполняют амнио-, плаценто- и кордоцентез. На третьем этапе проводится снова медико-генетическое консультирование, осмотр новорожденного и оценка эффективности проведенных периконцепционных мероприятий.
Таким образом будущие родители должны знать, что до наступления беременности им необходимо проконсультироваться с врачами гинекологом, урологом, терапевтом, стоматологом и др. для выявления хронических заболеваний и инфекций, с тем, чтобы пройти необходимое лечение до наступления беременности. Следует избегать вредных условий труда, а принимая лекарства, нежелательные при беременности, применять надежные средства контрацепции на период лечения. На период планирования и течения беременности Вы должны отказаться от вредных привычек – курение, алкоголя, наркотических препаратов. В период беременности наряду с приемом фолиевой кислоты, принимайте поливитамины, а первое УЗИ плода пройдите не ранее 12 недель беременности, если ее течение не беспокоит Вас и Вашего врача. Повторить УЗИ следует в 22 недели.
Не забудьте посетить врача генетика до наступления и в период беременности, если у Вас есть вопросы по прогнозу потомства в Вашем браке. При соблюдении наших рекомендаций Вы максимально защитите своего ребенка, несмотря на то, что сегодня еще нельзя предотвратить все формы врожденных пороков развития.
Помните! Залог здоровья Вашего ребенка – в соблюдении Вами мероприятий профилактики.
Врач генетик Урванцева Т.В.
Каждый родитель хотел бы видеть своего ребёнка умным, коммуникабельным, успешным и смышлёным.
В настоящее время установлено, что основными факторами, влияющими на интеллектуальное развитие будущей личности, являются генофонд, который ребёнок унаследовал от родителей, и факторы окружающей среды (образование, питание и т.п.). При этом важно отметить, что роль питания в развитии мозга и интеллекта очень существенна.
Нервная система человека начинает формироваться на самых ранних стадиях развития плода. Уже на третьей неделе от зачатия в головном отделе видны структуры, которые в дальнейшем станут полушариями мозга и мозжечком ребёнка. К третьему месяцу внутриутробного развития уже чётко определяются основные части центральной нервной системы, например большие полушария. К пятому месяцу дифференцируются основные борозды коры больших полушарий, а к шестому уже отчётливо выявляется главенствующая роль головного мозга в регуляции всех систем организма по сравнению со спинным мозгом.
И вот: «Я родился! Что же я умею?!» Каждая мама чувствует трепет при виде только что родившегося маленького существа. Он кажется таким беззащитными ни на что не способным, но это далеко не так. Родившийся человек уже может не только дышать и совершать хаотичные движения, но и активно ползти по животу матери в поисках соска, а, найдя его, безошибочно понять, что с ним делать. У новорождённого ребёнка есть врождённые защитные рефлексы, например мигание на резкий звук, поворот головы в положении на животе для обеспечения нормального дыхания. Головной мозг у только что родившегося ребёнка имеет относительно большую величину по сравнению со взрослым человеком и составляет около 1/8 массы тела, т.е. примерно 400 г. Однако мозг у новорождённого малыша сформирован не окончательно. На первом году жизни происходит интенсивный процесс роста мозга, его формирование и совершенствование функции. Уже к 9 месяцам жизни масса мозга удваивается, увеличивается поверхность головного мозга, что в дальнейшем определит интеллектуальное развитие малыша.
Значение грудного вскармливания для интеллектуального развития человека не вызывает сомнений. В ряде исследований было показано значительное преимущество в психоэмоциональном и интеллектуальном развитии детей, получавших на первом году жизни грудное молоко.
Каждый биологический вид производит специфическое молоко, соответствующее по составу уникальным потребностям его потомства. Так, например, коровье молоко в полной мере отвечает питательным и физиологическим потребностям телят, но не подходит маленькому человечку.
Сейчас мы увидим почему.
Вскоре после рождения телёнок встаёт на ноги и начинает ходить. Через 6 недель его вес удваивается. К 2 годам телёнок уже обладает размерами взрослой особи и способностью к размножению. При этом объём его мозга сохраняется в пределах величины мозга взрослого человека. Появившийся на свет человек удваивает свой вес в течение первых 4-5 месяцев, а ходить начинает лишь ближе к году. К 12 месяцам мозг ребёнка увеличивается практически втрое. Быстрый рост телёнка означает, что молоко содержит существенно более высокий уровень белка. Телёнку нужно максимально эффективно набирать мышечную массу и вес. Физический рост человека не столь интенсивен. Поэтому молоко женщины содержит в 3 раза меньше белка. При этом молоко матери поставляет в организм ребёнка значительно большее количество полиненасыщенных жирных кислот, необходимых для развития мозга. Женское молоко также отличается более низким содержанием минеральных солей. Их высокое содержание создало бы повышенную нагрузку на почки, которые у новорождённого пока функционально не развиты. Ещё одной важной особенностью женского молока является повышенное содержание витаминов, потребность в которых у растущего детского организма очень велика. Наконец, женское молоко содержит особые компоненты, защищающие малыша от воспалительных процессов и инфекций и способствующие развитию его иммунной системы.
Таким образом, грудное молоко — лучшее, что придумала природа. Для малышей грудное молоко, должно оставаться единственным питанием, в первые 6 месяцев. Грудное вскармливание должно продолжаться и после 6 месяцев, лишь постепенно добавляются в рацион продукты прикорма.
Если у вас возникнут вопросы относительно грудного вскармливания, обратитесь к врачу-педиатру. Частое прикладывание к груди — лучший способ установить и поддерживать нормальную лактацию. Хорошо сбалансированная диета мамы, как во время беременности, так и после родов, также способствует достаточной выработке молока.
Ваш малыш может продолжать пользоваться преимуществами грудного молока и после вашего выхода на работу. Ведь даже частичное грудное вскармливание лучше, чем исключительное кормление из бутылочки. Поэтому продолжайте кормить грудью как можно дольше. Если ребёнок засыпает вместе с вами, вы можете легко кормить его грудным молоком. Утром, прежде чем выйти из дома, и вечером, по возвращении, также покормите своего малыша грудным молоком.
Любите своих детей! Пусть они растут умными и здоровыми!